Конфликт чистой воды: рецензия на новый фильм «Стив Джобс» с Майклом Фассбендером

Фото: www.ampravda.ru

Четыре номинации на «Золотой глобус» и неплохая перспектива на ближайшем «Оскаре» для фильма, отчаянно провалившегося в американском прокате. Режиссеру «Стива Джобса» Дэнни Бойлу в премиальном смысле приходится отступать в тень — взоры специалистов обращены к актерам и, главным образом, к одному из самых именитых сценаристов Голливуда Аарону Соркину.

Именно он умудрился сделать из жизни основателя компании Apple, давно превращенной во всем известный миф, основу для камерной, не очень подходящей для больших экранов картины, которая, тем не менее, стала одной из лучших в своем роде. Ассоциации с прошлогодним триумфатором — фильмом «Бёрдмэн» — достаточно очевидны, однако интрига сохраняется: и со статуэтками или без них, ленту Бойла очень увлекательно смотреть.

Великолепный кастинг — при том, что в ленте не так много персонажей, чтобы заполнить список знаменитостями. Работа Майкла Фассбендера в главной роли, без сомнения, заслуживает всяческих похвал и наград: актер, не обладая достаточным внешним сходством с реальным Джобсом, воссоздал в деталях его непростой характер. Делается это исключительно за счет диалогов, потому что в ленте Бойла, честно говоря, больше ничего и нет. Прочие роли распределены с истинной британской педантичностью: Кейт Уинслет, которую трудно узнать, Джефф Дэниелс, которого непросто понять, Сет Роген и Майкл Стулбарг, несколько идеализированным героям которых все равно веришь. Отдельного внимания заслуживает юная актриса Рипли Собо, сыгравшая дочь Джобса Лизу в девятилетнем возрасте — из-за того, что действие происходит в 1984, 1988 и 1998 годах, она— одна из трех. Словесное фехтование со взрослыми она ведет на выдающемся уровне. Нашлось местечко и для австралийки Сары Снук, которой жизненно необходимы такие проекты после участия в нелепом ужастике «Джезабель».

Уже работавший с Бойлом над «Пеклом» оператор Альберт Х. Кюхлер в не отличающихся особым разнообразием декорациях чувствует себя почти так же уверенно, как снимавший «Бёрдмэна» Любецки. Театральность происходящего благодаря камере Кюхлера превращается в качественное кино, хотя обращать внимание на это начинаешь не сразу. Отвлекает безупречная работа сценариста — на самом деле семейные неурядицы и профессиональные проблемы постороннего мультимиллионера не должны вызывать столь ощутимого отклика у аудитории. Но Соркин знает свое дело, заставляя зрителя вспоминать о «Резне» Романа Полански, в которой, что характерно, также играла Уинслет. «Стив Джобс» точно так же захватывает наблюдателя, то и дело подбрасывая ему то готовый афоризм, то отличную шутку. И к середине картины зритель вдруг осознает, что довольно неплохо разбирается в том, почему идеолог Apple не желает признавать отцовство, как получилось, что его уволили и с какой стати он вообще так поступает с близкими людьми. Конфликт ощущается в каждой фразе, постепенно набирая совершенно уже невыносимый вес: и все это внешне выглядит максимум разговорами на слегка повышенных тонах.

Фассбендер, как один из самых востребованных актеров современности, может позволить себе не только выполнять, но и диктовать. Хотя в «Стиве Джобсе» это, пожалуй, не так очевидно, как будет в следующем году в «Кредо убийцы». Примечательно, что до его назначения на роль компьютерно-маркетингового гения с разной степенью настойчивости претендовали не менее серьезные ребята: к примеру, Кристиан Бэйл и Леонардо ДиКаприо. Обоих в этом образе представить еще сложнее, чем Фассбендера, который создает себе разный возраст главным образом очками и одеждой. Последняя претерпевает путь от рубашки с кармашком до знаменитого сочетания кроссовки — джинсы — водолазка, коим и запомнился миру Джобс. Но и это ход: Бойл и Соркин ни в коем случае не намерены скрывать, что за прошедшие в фильме 15 лет главный герой остался самим собой, тем же самым человеком, для которого даже компромиссы являются побочным проявлением очередной великолепной идеи. В финале создатели фильма не смогли удержаться от приторного хеппи-энда, сопровождающегося мимолетным изобретением iPod, но точку в случае с Джобсом поставила сама судьба.

Биография Джобса в последние годы нередко становится поводом потратить продюсерские деньги, однако проекты сложно сравнивать между собой, а про «Империю соблазна» (как беспощадно обозвали фильм jOBS в российском прокате) и вовсе не хочется лишний раз воспоминать. Впрочем, картина Бойла на байопик как таковой сильно не тянет. К примеру, пьесы Шекспира о европейских самодержцах тоже сложно назвать биографиями. Фигура Джобса здесь находится в самом центре только при определенном ракурсе. Суть противоречий и даже столкновений, возникающих между действующими лицами, могла бы быть характерна для кого угодно. Но для того чтобы показать эдипов комплекс, проще всего использовать самого Эдипа. В классических трех актах этой пьесы много неправдоподобности, свойственной театру: у главного героя постоянно «несколько минут до начала презентации», за которые он успевает поругаться и помириться со всеми подряд. Но прием есть прием, и в умелых руках нелогичность выглядит вполне уместно. Это вам не ремейк «На гребне волны», где из бреда просто состоит весь сценарий.

Кому-то «Стив Джобс» покажется очередным бессмысленным перебиранием грязного белья заокеанской знаменитости, кто-то будет зевать, не дождавшись хотя бы минимального увеличения скорости развертывания событий. Ну или самих событий. Тем не менее эта лента может стать готовым пособием для сценаристов (особенно российских), которые часто вообще не понимают, чем занять персонажей в те минуты, когда они не колотят друг друга по туловищу и не носятся под пулями. Диалоговое кино снова набирает вес, ежегодно привлекая внимание экспертов из жюри престижных наград, а то, что зритель пока не готов активно голосовать за него долларами, евро и рублями — вопрос времени. В наши дни, когда каждая вторая громкая премьера — комикс или космос, визуальная составляющая столь же быстро развивается, сколь и обесценивается: а искусство показать столкновение внутренних миров от технических достижений никоим образом не зависит. И сохраняет уникальность. Остается надеяться, что режиссеру Бойлу действительно надоело идти на поводу у продюсеров, чем он занимался последние годы. «На игле 2», назначенный на 2017 год, покажет, сокрушаться нам или ликовать.

  • Андрей Митрофанов

  • Амурская правда
    от 31.12.2015

  • Последние новости Амурской области по теме:
    Конфликт чистой воды: рецензия на новый фильм «Стив Джобс» с Майклом Фассбендером

    - Благовещенск
    Четыре номинации на «Золотой глобус» и неплохая перспектива на ближайшем «Оскаре» для фильма, отчаянно провалившегося в американском прокате.
    00:17 02.01.2016 Amur-News.Ru
    Конфликт чистой воды: рецензия на новый фильм «Стив Джобс» с Майклом Фассбендером / Четыре номинации на «Золотой глобус» и неплохая перспектива на ближайшем «Оскаре» для фильма, отчаянно провалившегося в американском прокате. Режиссеру «Стива Джобса» Дэнни Бойлу в премиальном смысле приходится отступать в тень — взоры специалистов обращены к актерам и, главным образом, к одному из самых именитых сценаристов Голливуда Аарону Соркину. - Амурская правда
    Конфликт чистой воды: рецензия на новый фильм «Стив Джобс» с Майклом Фассбендером - Благовещенск
    Четыре номинации на «Золотой глобус» и неплохая перспектива на ближайшем «Оскаре» для фильма, отчаянно провалившегося в американском прокате.
    22:07 01.01.2016 Амурская правда
     
    По теме
    Режиссера «Богемской рапсодии» обвинили в педофилии - ИА Порт Амур Обвинения выдвинули несколько мужчин О домогательства и сексуальном насилии со стороны известного голливудского режиссера, поставившего фильмы «Люди Икс» и номинированную на премию «Оскар» за «Богемскую рапсодию»,
    24.01.2019
     
    Городской дом культуры запускает новый проект, который откроет для юных благовещенцев дорогу на профессиональную вокальную сцену - Teleport2001.Ru Создание квинтет-студии для мальчиков под руководством солиста профессионального эстрадно-джазового оркестра Amur Jazz Band Дмитрия Хмары станет итогом проекта.
    24.01.2019
     
    2019.01.24_news_02 - Министерство здравоохранения Сегодня в Амурском медицинском колледже открылась персональная выставка амурского художника, члена Творческого союза художников России Вячеслава Ласточкина «Акварельная поэзия Мазановской земли».
    24.01.2019
    Биография у мужчины была на редкость интересной [видео] Алексей КОСЕНЧУК Лидия Шумкова Кира Санникова 41-летний, ранее судимый, Павел Шаповалов, буквально за полдня успел прославиться на всю страну.
    23.01.2019 КП Благовещенск
    Выживших собак забрали волонтеры. Расследование уголовного дела продолжается Юлия ГОМАН Скандал вокруг приюта для бездомных животных «Дружок», в названии которого нынче чувствуется привкус горькой иронии, и не думает утихать.
    24.01.2019 КП Благовещенск
    2019.01.24_news_02 - Министерство здравоохранения Сегодня в Амурском медицинском колледже открылась персональная выставка амурского художника, члена Творческого союза художников России Вячеслава Ласточкина «Акварельная поэзия Мазановской земли».
    24.01.2019 Министерство здравоохранения
    Амурчане смогут увидеть графические работы народного художника РСФСР Анатолия Никифоровича Яр-Кравченко и документальные фотографии сделанные очевидцами тех событий Полина ОЗЕРОВА В этом году 27 января отмечается 75-л
    24.01.2019 КП Благовещенск
    Знаменитый писатель Михаил Веллер в эфире радио "Комсомольская правда" поделился с нашим обозревателем Галиной Сапожниковой своими весьма неожиданными, но интересными мыслями о том,
    30.12.2018 КП Благовещенск
    Болеем за наших! - Администрация Константиновского района В эти выходные вновь будет «накаляться лёд»: в субботу и в воскресенье в нашем районе пройдут сразу два больших турнира по хоккею с шайбой.
    24.01.2019 Администрация Константиновского района
    IMG-20190121-WA0016 - Администрация города 20 января 2019 года в спортивном зале ДКиС состоялись первые в новом году городские соревнования, прошел первый этап соревнований по баскетболу среди юношей 9 – 11 классов общеобразовательных школ города.
    24.01.2019 Администрация города
    Футболист вспомнил о своих родительских обязанностях [фото] Ирина СУХАНОВА Андрей Аршавин ушел от своей гражданской жены Юлии Барановской пять лет назад, оставив ее одну с тремя детьми.
    20.01.2019 КП Благовещенск
    Во время «Содружества-2019» кипели страсти, но все равно победила дружба Анатолий ЛЕВСКОЙ На льду приграничного Амура уже в очередной раз встретились молодые российские и китайские хоккеисты.
    20.01.2019 КП Благовещенск