В Москве к 80-летнему юбилею великой актрисы открылась выставка ее фотографий, которую автор назвал очень просто — «Моя Люся». Фотохудожника зовут Аслан Ахмадов. Ему действительно было позволено называть Людмилу Марковну просто Люсей, несмотря на ее звездный статус. Она доверяла ему как человеку и как художнику – безгранично… А он восхищался ее безграничным талантом и женской красотой. Искренние и трепетные отношения позволили двум талантливым людям создать работы, которые стали произведениями искусства. Доказательство тому — выставка в стенах Галереи классической фотографии. Первыми посетителями стали самые близкие люди актрисы, которые даже спустя пять лет после ее ухода все еще учатся жить без нее…
Текст Фото 9Они рассказали корреспонденту ИА «Столица» о том, кем была для них Людмила Гурченко. Их Люся…
ХУДОЖНИК И МОДЕЛЬ
— Эта выставка — не мой проект, он наш с Люсей, — говорит автор фотографий Аслан Ахмадов. — Фотографии, а их больше 150, сделаны в разное время и при разных обстоятельствах. Тут есть фото, которые выполнены в студии, а есть и случайные снимки… Большую часть этих фотографий я делал непроизвольно — я всегда находился рядом, в руках у меня была камера, и я снимал неосознанно, вообще не понимая, почему и зачем я это делаю. Вообще Люся никогда не позировала. Она даже в кино не играла, а просто становилась тем человеком, которого играла. В ней не было даже намека на фальшь — она была предельно искренним и честным человеком и требовала такого же отношения и к себе. И люди, которые находились рядом с ней, либо становились такими же, либо не выдерживали и просто исчезали из ее жизни... Эти фотографии сделаны на протяжении семи лет нашей дружбы. Мне кажется, что я сумел сказать в этих фотографиях о своем отношении к Людмиле Марковне и добавить мне уже нечего… Я счастлив, что могу показать эти фотографии людям.
— Какая ваша любимая фотография? — спрашиваю я у художника.
— Это черно-белый портрет. Я его сделал случайно, когда она рассказывала о своем папе — а она всегда о нем много рассказывала, смеясь, плача… Очень любила его. И вот в этот раз она была так счастлива, рассказывая о папе, и мне кажется, что я сумел схватить это счастливое выражение лица, глаз…
— В начале вашего знакомства вас не смущал звездный статус Людмилы Марковны?
— Да, я до сих пор помню, как сидел напротив нее и меня сшибала ее энергетика! Я всегда понимал, кто она и какова мощь ее таланта, поэтому у меня было ощущение, что со мной разговаривает живой памятник великой актрисе! Конечно, Люся видела мое смятение, она как сканер «считывала» все, поэтому старалась как-то разрядить обстановку: шутила, смеялась… Она даже матерное слово могла сказать. Но даже ненормативная лексика из ее уст звучала как поэзия! И ощущение ее величия все равно не проходило…
— Как Людмила Марковна относилась к возрасту? Многие фотографии — очень смелые, притом что ей на них уже больше 70 лет…
— Для нее не существовало возраста. При этом у нее буквально жизнь заканчивалась, когда не было работы. Она не воспринимала время, в которое она ничего не делала: не снималась в кино, не записывала песен, не фотографировалась… Ей постоянно нужно было реализовывать свое предназначение в жизни — быть актрисой.
ОСОБЫЙ ДАР
80
лет исполнилось бы народной артистке СССР Людмиле Гурченко 12 ноября. Наиболее известные и любимые зрителями фильмы с участием легендарной актрисы: «Карнавальная ночь», «Девушка с гитарой», Соломенная шляпка», «Любимая женщина механика Гаврилова», «Вокзал для двоих», «Любовь и голуби», «Моя морячка», «Старые клячи»
— Когда актриса попадает в руки такого талантливого мастера, как Аслан, он «достает» из нее то, что она и сама о себе не знала, — говорит актриса Наталья Белохвостикова. — Людмила Марковна на этих работах представлена в самых разных ипостасях: она и драматическая, и трагическая, и нежная, и светлая… Мы не видели ее такой каждый день. Аслан — увидел. И это ее счастье. Она была удивительно красивой, элегантной, я вообще не могу рядом с ней поставить никакую другую актрису… В ней было столько фантазии, фейерверка, она на ровном месте могла создать для другого человека праздник. Я не знаю, что она в это время чувствовала сама. Но людям она всегда дарила радость и счастье… Это великий дар великой актрисы.
— Я не могу назвать себя близким другом Людмилы Марковны, но так случилось, что мы познакомились не в самые простые для меня времена, — рассказал Филипп Киркоров. — Она одна из первых подставила мне свое хрупкое женское плечо тогда, когда от меня отвернулся весь мир. Она звонила мне по утрам, будила своим хохотом и строго говорила: «Вы должны наперекор всему идти вперед и не сдаваться! Я была в затмении почти 20 лет — и я выжила!» И мне так стыдно становилось, думал: «Что ж я сопли-то распустил, тоже мне, проблемы… Надо собраться!» И я собрался. Сейчас у меня все благополучно. И я безмерно благодарен за эти уроки жизни Людмиле Марковне. Она — тонкая, красивая, интеллигентная женщина — показала мне, что такое сила воли, железный характер. Это легендарная личность!
ОТКРОВЕНИЕ И СЧАСТЬЕ
— У Люси такая значимая дата — 80-лет, и я был приятно удивлен, когда увидел, сколько людей пришло, чтобы посмотреть на ее фотографии, поздравить ее с днем рождения, чтобы быть сегодня с ней, — говорит супруг актрисы Сергей Сенин. — Признаться, мне сложно абстрагироваться от Люси, которую я знал, глядя на эти прекрасные работы Аслана. Ведь даже о тех съемках, на которых я не был, я знал все: какие там будут костюмы, как будут выстраиваться мизансцены… Я рад, что эти работы дошли до зрителей. Это лучший подарок к Люсиному юбилею.
— Кем Людмила Марковна была для вас?
— В первую очередь — женой. Я читал все ее автобиографические книги еще до личного знакомства с ней. И вот когда уже много лет жили вместе, я имел счастье убедиться, что все, что я о ней читал в ее книгах, существует и в реальности. И это было откровением и счастьем. Ни я ничего себе не нафантазировал, ни Люся о себе ничего не наврала, потому что была исключительно честной и принципиальной. И по отношению к другим, но по отношению к себе — в первую очередь.
— А дома она была похожа на ту женщину, которую показывает Аслан?
— Нет. Она была тихой, скромной, деликатной. Не бурлящим человеком. На экране, на сцене она перевоплощалась. Я вас уверяю: если бы Людмила Марковна сейчас стояла среди нас, многие бы и не догадались, что это та, которую мы видим на экране и на фотографиях.
— Сергей Михайлович, время правда лечит?
— Про время — не знаю… Вот это все, наверное, и лечит… Фотографии, фильмы, любовь зрителей — то, чему актрисы без остатка посвящают свою жизнь, и что остается, когда они сами уходят…
МАМИНЫ ГЛАЗА
— Выставка мне очень понравилась, — сказала Мария Королева, дочь актрисы. — Какие-то работы мне уже показывали, но многие увидела впервые. Они очень красивые! Не на всех можно узнать маму — поначалу. Ведь и костюмы разные, и прическа, и макияж, и даже выражение лица везде разное. А присмотришься — глаза мамины! Их уже ни с чьими не спутаешь. В детстве же мы не осознаем, что мама твоя сама еще совсем девчонка… А с возрастом, когда события набираются, ты сам взрослеешь, уже и мама становится другой… Это как в кино — идет одной лентой, нельзя его остановить, чтобы что-то запомнить, рассмотреть… Но так, наверное, у всех бывает… Хорошо, что остаются фотографии…