Почему Сталин запретил снимать фильм про Павлика Морозова на Бежином Лугу

Писатель Николай Старченко Фото: Личный архив
Смертельно раненный отцом пионер Степок умер на Бежином лугу Фото: кадр из фильма
Сразу после просмотра потрясенное Политбюро и приняло суровое постановление, поставив крест на картине. ФОТО: кадры из кинофильма "Бежин луг"
Ровно через месяц Политбюро ЦК специальным постановлением запретило постановку «Бежина луга». ФОТО - кадры из кинофильма "Бежин луг"
Тургенев - классик мировой литературы Фото: ru.wikipedia.org
Знаменитый режиссер Сергей Эйзенштейн (в центре) на съемках картины со «счастливыми колхозницами» ФОТО: ДЕБАБОВ Дмитрий/РИА Новости
Фото: www.amur.kp.ru
9 ноября – 200 лет со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева [видео] Евгений ЧЕРНЫХ

«Тут не случилось великой битвы, нет на этом месте ни деревянных, ни каменных древностей, - писал журналист «Комсомолки» Василий Песков. - Луг этот похож на тысячу других российских лугов. И все-таки луг необычный…»

Пятеро ребятишек в середине 19 века сторожили здесь чудесной июльской ночью деревенских коней. К костру вышел заблудившийся в перелесках охотник Тургенев. Посидел, послушал их незатейливую беседу о русалках, водяных, леших.. И написал рассказ, после которого Бежин Луг стал одним из символов России.

СЦЕНАРИСТ-ЧЕКИСТ

- Пятнадцать лет назад мы с Песковым побывали на Бежином лугу, - вспоминает писатель, главный редактор семейного журнала о природе «Муравейник» Николай Старченко , большой знаток жизни и творчества Тургенева. - «Представляешь, Коля, - взволнованно сказал Василий Михайлович, - те тургеневские мальчишки выросли, у них родились дети, потом внуки-правнуки, их потомки живут сейчас в соседних деревнях. Но луг все тот же. А Павлушу мне до сих пор жаль!»

Мне тоже с самого детства было очень жаль славного паренька, который вскоре после встречи с писателем «убился, упав с лошади». Но не знали мы тогда с Песковым, что, оказывается, кое-кто в 30-е годы пытался внедрить на этот великий луг совсем другого Павлушу… Да какого – Павлика Морозова!

Писатель Николай СтарченкоФото: Личный архив

- Как нас учили, пионера-героя зарезали кулаки в 1932 году за то, что выдал властям родного отца, «вступившего в сговор с врагами колхозного строя». В убийстве участвовал дед. Но потрясшая всю страну трагедия разыгралась далеко от тульского луга - на Урале!

- Сценарист фильма «Бежин луг», бывший чекист Александр Ржешевский специально перенес действие на родину Ивана Сергеевича. Чтобы на примере этого святого уголка эффектнее изобразить борьбу советской власти с «остатками убогой тургеневской Руси». Уму непостижимо: зачем понадобилось запакостить один из самых чистых, самых лучших рассказов великой русской литературы?! Ровно через 85 лет после появления «Бежина луга», когда ещё были живы если и не сами мальчики, которых застал писатель в ночном у костра, то их многочисленные дети и внуки – и вдруг затевается такое непотребное дело!

Вот посмотри, как написано в сценарии:

«А на высоком берегу реки стоит, расставив ноги, живописно-ободранный с копной льняных волос на голове мальчуган-пионер лет десяти – и, писая прямо с обрыва в реку, разводит вокруг себя рукой, показывая на окружающий его чудесный ландшафт, и кричит, улыбаясь: - Вот здесь и охотился Иван Сергеевич Тургенев – я как сейчас помню!»

- К тому моменту Тургенев уже полвека был в могиле!

- С моральной точки зрения, это кощунство и глумление. А как тебе, Евгений, характерная фраза из сценария: «Православные, побойтесь бога…» - кричал какой-то истинно православный мужичок с лицом сукина сына.»

В тексте, который называли «выдающимся произведением сценарного искусства», отец-убийца идет с винтовкой ночью именно маршрутом заблудившегося автора рассказа «Бежин луг». Каково?!

Смертельно раненный отцом пионер Степок умер на Бежином лугуФото: кадр из фильма

ВМЕСТО ПАВЛИКА - СТЕПОК

- Фильм посвящался «Светлой памяти Павлика Морозова –

маленького героя нашего времени…» Хотя главного героя-пионера в картине зовут Степок Самохин, - продолжает рассказ Николай Старченко . - Мальчик ночью подслушал, что отец и другие подкулачники решили поджечь МТС с тракторами. (Напомню, Павлик Морозов всего лишь донес, что его отец, председатель сельсовета, выдает «кулацким элементам» справки о благонадежности.) Степок срочно сообщил о злом замысле начальнику политотдела МТС. Разоблаченные поджигатели спрятались в церкви. Народ разгромил храм. Отца Степка и его сообщников арестовали, отправили в район. Однако они сумели перебить конвой. Следующей ночью Степок на вышке караулит колхозное поле. Отец стреляет в сына. Тот умирает на Бежином лугу. Полсотни пионеров на неоседланных лошадях мчатся с луга, кто в погоню за убийцей и другими врагами, кто в МТС, кто в колхозы поднимать народ. И опять переклик с тургеневским рассказом. Там на лугу было пятеро мальчиков, а тут в десять раз больше…

Снимать «эпохальный» фильм взялся сам Сергей Эйзенштейн.

- Режиссер с мировым именем. Его революционный «Броненосец Потемкин» называли «лучшим фильмом всех времён и народов». А еще был «Октябрь», где впервые в художественном кино фигурировал Ленин. После «Потемкина» он несколько лет провел на Западе, читал лекции в Берлине, Лондоне, США… Правда, в Голливуде с ним разорвали контракт на съемки «Американской трагедии» по знаменитому роману Теодора Драйзера, посчитав его сценарий слишком политизированным. Сталин телеграммой отозвал Эйзенштейна на родину.

- «Бежин луг» стал первой картиной мэтра после долгого зарубежного турне. О замысле он торжественно объявил в Ленинграде в феврале 1935 года на праздновании 15-летия советского кино. Добавив: «Этот фильм будет служить устрашением всем, кто смеет поднять руку на борцов за дело социализма. Этот фильм должен мобилизовать большевистскую бдительность...» Зал разразился бурными аплодисментами.

Сразу после просмотра потрясенное Политбюро и приняло суровое постановление, поставив крест на картине. ФОТО: кадры из кинофильма "Бежин луг"

ЧЕРНАЯ ОСПА

- Режиссёр от слов сразу перешел к делу. Съемки велись с опережением графика. Ожидалось, что уже в декабре 1935 года картина выйдет на экраны. В конце сентября Эйзенштейну, по большому счету, оставалось снять лишь ключевую сцену – «Разгром тургеневской церкви бабами и мужиками». Режиссер отводил ей такое же место, как штурму Зимнего в «Октябре» и одесской лестнице в «Потемкине». Здоровенный крестьянин должен был крушить в церкви всё подряд, подобно ветхозаветному Самсону, обрушившему храм.

И тут мэтр внезапно заболел. Черной оспой!

- Как же он подцепил такую напасть?

- Специалисты считают, заразился, подбирая реквизит для церковного погрома в «Бежином луге». В старинных вещах и притаилась, похоже, болезнь. Хочу обратить внимание: в старину оспу считали бичом Божьим. Так, кстати, называется глава исторического романа Валентина Пикуля «Фаворит» о зловещем смертельном недуге, не щадившем ни хижин, ни дворцов монархов.

- Намекаешь, небеса вмешались, чтоб не допустить святотатства?

- Просто констатирую факт. Эйзенштейн остался жив, но проболел три месяца.

График съемок был сорван. Когда, наконец, мэтр принялся за работу, энергии, сил было меньше. Но он не прислушался к гласу небес. Для рекламы будущего шедевра подключил прессу, нашу и зарубежную. Журналисты с удовольствием расписывали, как он ведет натурные съемки в тургеневских местах. Заручился даже поддержкой знаменитого немецкого писателя-антифашиста Лиона Фейхтвангера. Тот как раз гостил в СССР, был принят в Кремле самим Сталиным и позже написал книгу «Москва.1937», прославлявшую советскую жизнь.

5 февраля 1937-го в интервью газете «Советское искусство» Фейхтвангер заявил: «В «Бежином луге» сценаристу и режиссеру удалось передать чувства советского патриотизма. В этом их главная заслуга. Сцена убийства Павлика Морозова отцом может по справедливости быть поставлена рядом с величайшими трагическими сценами в классических произведениях искусства. Сцена, в которой тело мертвого Павлика несут через колхозные поля, сделана без всякой утрировки и аффектации. В этой сцене маленький Павлик становится подлинным образцом, олицетворяющим любовь к советской Отчизне. Я уверен, что «Бежин луг» произведет огромное впечатление на мыслящих людей Европы, даже если они и являются противниками социализма и врагами советского государства».

Ровно через месяц Политбюро ЦК специальным постановлением запретило постановку «Бежина луга». ФОТО - кадры из кинофильма "Бежин луг"

ГНЕВ СТАЛИНА

- После такой оценки сразу «Оскара» надо давать!

- Ровно через месяц Политбюро ЦК специальным постановлением запретило постановку «Бежина луга» «в виду антихудожественности и явной политической несостоятельности фильма». Фейхтвангер не помог.

- Вот так поворот!

-Я специально посмотрел в календаре, на какой день выпало 5 марта 1937 года. Оказалось, пятница.

- И что?

- Именно по пятницам Сталин собирал тогда Политбюро. А после заседания все члены смотрели новые фильмы в уютном кремлевском кинозале на два десятка мест. Подчас незавершенные, как это было, например, с «Веселыми ребятами». «Бежин луг» вожди тоже увидели в черновом варианте (как и Фейхтвангер). Ведь Сергей Эйзенштейн позже говорил, что до завершения работы ему не хватило всего 11 съемочных дней. Сразу после просмотра потрясенное Политбюро и приняло суровое постановление, поставив крест на картине.

- Почему вдруг разгневался Сталин? Ведь фильм прославлял достижения советской власти, строительство новой колхозной деревни и устрашал врагов Кремля…

- Чтобы показать строительство новой колхозной деревни, нужно было сделать фильм, например, по роману Михаила Шолохова «Поднятая целина», первый том вышел к тому времени в свет. По нему, кстати, в 1939-м снял картину Юлий Райзман. Это выдающееся произведение, объективно отражающее тогдашний исторический процесс. И новый фильм, поставленный в 1959 году, после завершения романа, поныне смотрится. Там играли Евгений Матвеев, Людмила Хитяева, Петр Глебов, Борис Чирков…Настоящий исторический и художественный документ той сложной эпохи. А в «Бежином луге» получился поверхностный наскок на серьёзную тему, с отсутствием художественного вкуса, с применением нечистоплотных средств в самом сценарии. Политизированная агитка, далекая от реальной жизни. Фальшивая. Ключевая сцена разгрома церкви была просто ужасающей по зверству и богохульству – настолько, что ошеломила и худсовет, и саму высшую власть страны. Бесстыжая ложь – чтобы так бесновались потомки тургеневских мальчиков, по своей доброй воле круша всё в церкви, вдребезги разбивая иконы. Сценарист пишет: «Ликвидировали церковь «как класс» - и толпились на паперти, у которой стояли телеги, и на телеги русские мужики штабелями складывали «бога» во всех его разновидностях».

- Церкви тогда действительно громили. Уполномоченные с района, местные деревенские активисты при вооруженной охране. Это отражено на картинах Ильи Глазунова. Но чтобы все село радостно участвовало в погроме храма?! Фантазии, мягко говоря. Народ безмолвствовал, как в трагедии Пушкина. Попробуй повозмущайся, когда у церкви милиционеры с винтовками, наганами.

- А как выведен в сценарии старенький местный учитель? После разгрома храма он говорит: «Ну вот и всё. А теперь смотрите и запоминайте… А через час этот колокольный звон, который разносился над нашей землёй много столетий, - замолкнет. И больше ни вы, ни наши самые счастливые в мире дети, и ни дети наших детей его никогда, никогда не услышат.» У меня мурашки по спине бегали, признаюсь, когда читал сценарий. Или такая сценка в конце фильма, демонстрирующая технический прогресс на селе: на шоссе от обилия машин трудно проехать на телеге и «какой-то бородатый мужик, бросив поводья, плюнув и вылетев на шоссе, заорал: « Наваливайся, товарищи, на нашу матушку Русь избяную, проклятую. Дави её, суку. Амба… Конец.» Ну, не было тогда запруженных техникой деревенских дорог!

- По иронии судьбы, конец пришел самому фильму. Массовый зритель так и не увидел широко разрекламированную картину великого режиссера.

- Организовывал показы в Кремле Борис Шумяцкий, глава Госкино (тогда это ведомство называлось Государственное управление кинофотопромышленности). Вторым пунктом в Постановлении шло: Указать тов. Шумяцкому на недопyстимость пуска киностудиями в производство фильмов, как в данном случае, без предварительного утверждения им точного сценария и диалогов...

Тургенев - классик мировой литературыФото: ru.wikipedia.org

- А ему-то за что влетело?

- В самом начале съемок Шумяцкий и его замы рекомендовали Эйзенштейну сократить сцену разгрома церкви, изменить некоторые другие моменты, чтобы картина была более реальной. Но режиссер с мировым именем по сути проигнорировал указание. Потом руководство Госкино вынуждено было подключить к переработке сценария писателя Исаака Бабеля, но ничего из этого толкового не вышло.

Пленку с единственной копией приказали смыть. Материалы съемок погибли во время войны от немецкой бомбы. Чудом сохранилась нарезка кадров во время монтажа. Из нее в 1970-х сделали маленький фотофильм.

Тяжелой оказалась и судьба людей, причастных к съемкам «Бежина луга». Великий Эйзенштейн впал в немилость Кремля. Пришлось ему выступить с покаянной статьей «Ошибки «Бежина луга». Позже он сумел вернуть доверие властей, сняв патриотические картины «Александр Невский», «Иван Грозный». Даже две Сталинских премии первой степени за них получил. Но умер в 50 лет. От сердечного приступа. Немного – 63 года - прожил и сценарист Ржешевский. Я с интересом - и местами с сочувствием - прочитал его воспоминания: натерпелся он в последующем немало всякого, вплоть до исключения из Союза писателей СССР с формулировкой «за бездеятельность». Бабеля, перерабатывавшего сценарий, расстреляли в 46 лет. Шумяцкого, допустившего съемки «антихудожественного и политически несостоятельного фильма» расстреляли в 51 год.

- Получается этакая мистическая месть Бежина луга своим недругам?

- Невольно вспомнишь вещую строку Ивана Бунина: «Но позора земли никогда не прощает Земля». Мы всё ещё мало знаем о неограниченных возможностях природы, о её защитных свойствах. Нам уже давно пора научиться вовремя слышать: «Остановитесь! Тут заповедано!» Во всяком случае, не поддался Бежин луг, выстоял!

Эта история с Бежиным лугом должна стать уроком и для нынешних «творцов», которые беззастенчиво «осовременивают», уродуют классику. Ой, как тяжко могут аукнуться им эти «творческие эксперименты»

Бежин луг (1935) фильм.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Николай Николаевич СТАРЧЕНКО . Член правления Союза писателей России, кандидат филологических наук, заслуженный работник культуры Российской Федерации.

Родился в 1952 году в д.Осинка Брянской области. Окончил факультет журналистики Ленинградского государственного университета. Прошёл школу областной и центральной прессы от корреспондента до главного редактора – возглавлял областную газету «Орловский комсомолец», всесоюзный журнал «Юный натуралист», в 1993 году основал журнал о природе для семейного чтения «Муравейник». Много лет изучает малоизвестные страницы жизни и творчества Тургенева.

 
По теме
Фото: скриншот видео Амурского центра ГЗ и ПБ - Амурское областное телевидение Фото: скриншот видео Амурского центра ГЗ и ПБ Вчера на этих территориях зафиксировали 17 пожаров С сегодняшнего дня на территориях Шимановского, Серышевского округов, Мазановского и Свободненского районов,
Амурское областное телевидение
В честь Всемирного дня борьбы против туберкулеза с 18 по 24 марта проводится неделя профилактики инфекционных заболеваний.
Газета Зейские вести сегодня
Каждый выбирает для себя… - Городская библиотека Мартовская встреча участников «Литературной гостиной» была посвящена творчеству поэта Юрия Левитанского и названием этого поэтического вечера стали строки одного из самых известных его стихотворений — «Каждый выбирает дл
Городская библиотека